Морфология. Самостоятельные и служебные части речи
Урок русского языка в современной школе / Сценарии уроков / Морфология. Самостоятельные и служебные части речи
Страница 1

В данной части работы приводятся конспекты трех взаимосвязанных уроков формирования обобщенных знаний по теме «Самостоятельные и служебные части речи. 7 кл.». В отличие от традиционных уроков (с точки зрения работы учителя и организации познавательной деятельности учащихся) здесь представлены такие средства и методы обучения, как: использование теоретических и наглядных опор на всех этапах обучения, усиление эвристической направленности обучения, включение проблемных задач, заданий и ситуаций, использование алгоритмизированных упражнений, средства получения обратной связи, использование методики опережающего обобщения учебного материала и т. д. Тема: САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ(3 часа)УРОК 1

Структура урока обобщенного изучения морфологического материала «Части речи»

Первый этап.

Подготовка учащихся к активному восприятию нового материала по обобщающей теме.

– Анализ структуры языковой темы как основы будущего обобщения.

– Выявление содержания каждого структурного элемента обобщающей темы.

– Подготовка учащихся к отработке таких обобщенных понятий, как «части речи» и «грамматические признаки».

Второй этап.

Ввод обобщенных понятий «части речи» и «морфологические признаки» с использованием опор.

– Выявление линии для обобщения (в том числе и на основе базовой, опорной темы).

– Поэтапное обобщение сходного морфологического материала.

– Графическое описание обобщенной темы и ее структурных элементов.

Третий этап.

Ввод обобщающего алгоритма и образцов рассуждения (устного и графического) при морфологическом разборе.

– Свертывание обобщений на основе выявления основных дифференцирующих признаков (части речи и морфологические признаки).

– Закрепление свернутых образцов морфологического разбора частей речи.

– Графическая фиксация морфологического разбора. Четвертый этап.

Ввод обобщающих и алгоритмизированных упражнений и упражнений, построенных по принципу «перемежающегося» противопоставления.

– Ввод упражнений на обобщение материала (группировка, классификация, систематизация материала).

– Решение познавательных задач, направленных на разграничение частей речи (служебных и самостоятельных, каждой части речи в отдельности).

Следует отметить, что общая структура подобных уроков применима не только в 7 классе, но и в старших (10–11) классах в рамках курса обобщающего повторения учебного материала за предыдущие годы и при подготовке к экзаменам.

Ход урока

Первый этап.

Объяснение нового материала. Основное средство

– модель «чистой» («слепой») таблицы, которая будет заполняться поэтапно в процессе эвристической беседы. Модель таблицы вычерчивается на доске до начала урока.

Данный этап целесообразно начать с создания проблемной ситуации:

Данный этап целесообразно начать с создания проблемной ситуации:

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

«Вич» и «Вна»
Наши …Вичи Едят куличи… Поговорка ...

БЛАГОДАРНОСТИ
Без помощи и советов Роджера Футса я не смог бы написать эту книгу. Кроме того, мне хочется поблагодарить Харви Сарлза, который поддержал меня, одобрив мой нетрадиционный подход к материалу книги, ...

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУКИ О РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Исторические предпосылки психолингвистики)
В настоящей главе изложены основные этапы и направления изучения речевой деятельности в мировой науке. Представленный ниже исторический анализ истории психолингвистики в основном, касается европей ...