В данной части работы приводятся конспекты трех взаимосвязанных уроков формирования обобщенных знаний по теме «Самостоятельные и служебные части речи. 7 кл.». В отличие от традиционных уроков (с точки зрения работы учителя и организации познавательной деятельности учащихся) здесь представлены такие средства и методы обучения, как: использование теоретических и наглядных опор на всех этапах обучения, усиление эвристической направленности обучения, включение проблемных задач, заданий и ситуаций, использование алгоритмизированных упражнений, средства получения обратной связи, использование методики опережающего обобщения учебного материала и т. д. Тема: САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ(3 часа)УРОК 1
Структура урока обобщенного изучения морфологического материала «Части речи»
Первый этап.
Подготовка учащихся к активному восприятию нового материала по обобщающей теме.
– Анализ структуры языковой темы как основы будущего обобщения.
– Выявление содержания каждого структурного элемента обобщающей темы.
– Подготовка учащихся к отработке таких обобщенных понятий, как «части речи» и «грамматические признаки».
Второй этап.
Ввод обобщенных понятий «части речи» и «морфологические признаки» с использованием опор.
– Выявление линии для обобщения (в том числе и на основе базовой, опорной темы).
– Поэтапное обобщение сходного морфологического материала.
– Графическое описание обобщенной темы и ее структурных элементов.
Третий этап.
Ввод обобщающего алгоритма и образцов рассуждения (устного и графического) при морфологическом разборе.
– Свертывание обобщений на основе выявления основных дифференцирующих признаков (части речи и морфологические признаки).
– Закрепление свернутых образцов морфологического разбора частей речи.
– Графическая фиксация морфологического разбора. Четвертый этап.
Ввод обобщающих и алгоритмизированных упражнений и упражнений, построенных по принципу «перемежающегося» противопоставления.
– Ввод упражнений на обобщение материала (группировка, классификация, систематизация материала).
– Решение познавательных задач, направленных на разграничение частей речи (служебных и самостоятельных, каждой части речи в отдельности).
Следует отметить, что общая структура подобных уроков применима не только в 7 классе, но и в старших (10–11) классах в рамках курса обобщающего повторения учебного материала за предыдущие годы и при подготовке к экзаменам.
Ход урока
Первый этап.
Объяснение нового материала. Основное средство
– модель «чистой» («слепой») таблицы, которая будет заполняться поэтапно в процессе эвристической беседы. Модель таблицы вычерчивается на доске до начала урока.
 
Данный этап целесообразно начать с создания проблемной ситуации:
 
 
 
Смотрите также
НА ПУТИ К КНИГЕ
   Рассмотрев истоки концепции МФЯ, отношение авторов книги к предшественникам и 
современникам, можно перейти к выяснению творческой истории книги, ставшей главным 
результатом деятельности круга Бахт ...
   
ПОСТУПЬ ВЕКОВ
   
Когда мы с вами рассматривали слова человеческого языка, мы встречались и с медленным 
изменением их состава внутри отдельных языков и с пережитками давнего времени, которыми 
так богат наш «слова ...
   
ТЫ И ТВОЕ ИМЯ
   Нет меж живущих людей, да не может и быть, безымянных:
В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный,
Имя, как сладостный дар, от родимых своих получает… ...