Типы, виды и структура уроков в системе традиционного обучения и их развивающие возможности
Урок русского языка в современной школе / Теория современного урока / Типы, виды и структура уроков в системе традиционного обучения и их развивающие возможности
Страница 2

– использование (и дальнейшая разработка и совершенствование) новых технологий и инноваций, в основу которых положены передовой опыт учителей и исследования ученых-методистов и педагогов, представителей смежных наук;

– новая стратегия организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке как основной форме учебного процесса в школе;

– повышение уровня профессионально-методической подготовки и переподготовки учителя, осуществляемой на уровне научных знаний, накопившихся к началу нового века.

Беда, однако, в том, что новые психолого-педагогические подходы к процессу обучения пока еще не интегрированы должным образом в современную дидактическую систему обучения. Все это в совокупности не могло не отразиться и на развитии частных методик, где рецептурность утверждалась подчас как парадигма на все случаи и времена. Поэтому трудно не согласиться с мнением тех ученых, которые утверждают, что сегодняшнее состояние педагогической науки и образования в целом можно характеризовать как период наступившего кризиса и стагнации. Кстати, такое явление наблюдается не только в системе образования при смене типов обучения (переход от предметно-ориентированного к личностно-ориентированному), при обновлении их средств и методов обучения за счет усиления их развивающей направленности. Оно имеет место и в обществе и, бесспорно, влияет на основные установки и ценностные ориентации современного человека.

Развитие ученика осуществляется в процессе учебной деятельности и является результатом обучения. Однако не всякое обучение ведет за собой развитие ученика: очень важно, в какую мыслительную деятельность он включен в процессе усвоения знаний и формирования умений и навыков, в какой мере он активен и какие мыслительные операции выполняет, в какой степени они ему понятны и интересны, как ученик мыслит в процессе выполнения познавательных и практических задач, заданий и упражнений, способствует ли обучение развитию нравственных качеств, воли, эмоций, а значит, общему развитию личности.

Изучение научных основ развивающего обучения показывает, что многие очень важные его аспекты разработаны главным образом в теоретическом плане. Целый ряд практических вопросов методики и технологии развивающего обучения, в том числе и на уроках русского языка, остаются еще недостаточно разработанными.

Согласно современным научным представлениям, одним из ведущих направлений в усилении развития функции обучения является обучение на основе содержательных обобщений, которое (при грамотном построении его методики и технологии) может обеспечить усвоение системных знаний и обобщенных способов деятельности и, кроме того, оказать заметное влияние на умственное развитие учащихся.

Обучение уже рассматривается не только и не столько как простое накопление разнообразных знаний, а как целенаправленное формирование у учащихся стройной и четкой системы понятий, закономерностей, обобщенных структур, свойственных изучаемой науке.

Таким образом, обучение на основе обобщений является одним из ведущих направлений в обновлении и модернизации всех образовательных процессов на современном этапе. Названные идеи и связанные с ними дидактические поиски в наибольшей степени отражают основные прогрессивные тенденции современной педагогической науки. Их нельзя не учитывать при совершенствовании теории и практики современного урока.

Предлагаемая методика формирования системных знаний и обобщенных способов деятельности по русскому языку как основа развивающего обучения требует некоторой перестройки урока и его основных компонентов. Реализуется такое обучение преимущественно в системе обобщенного (одновременного и опережающего) изучения взаимосвязанных тем при блоковой подаче материала.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Воздействия опасностей
Опасность представляет собой угрозу или возможность возникновения при определенных обстоятельствах вреда. Под опасностью чаще всего понимается угроза природной, техногенной, социальной, военной, эк ...

Что скажет грамматика?
Наше путешествие по стране, которую называют Лексика, пришло к концу. Как вы могли заметить, мои читатели, нас больше интересовали не широкие дороги, бескрайние просторы (область лексики действи ...

Людские и лошадиные
…А фамилию вот и забыл!.. Васильичу… Черт… Как же его фамилия?.. Такая еще простая фамилия… словно как бы лошадиная… Кобылий? Нет, не Кобылий… Жеребцов, нешто? Нет, и не Жеребцов. Помню, фамилия л ...