Типы, виды и структура уроков в системе традиционного обучения и их развивающие возможности
Урок русского языка в современной школе / Теория современного урока / Типы, виды и структура уроков в системе традиционного обучения и их развивающие возможности
Страница 3

Блоковая подача материала на основе теоретических обобщений позволяет вести обучение на базе основополагающих принципов и ключевых понятий, делать предварительный обзор любой обобщенной темы, как говорят «с высоты птичьего полета».

При грамотном построении таких уроков достигается более полное и осознанное овладение системными знаниями и обобщенными способами решения задач, что является основной предпосылкой и условием повышения качества знаний и умственного развития учащихся.

В широкой практике обучения русскому языку процессы обобщения знаний и способов деятельности, как известно, связываются главным образом с работой на завершающих этапах, т. е. на этапе закрепления и повторения уже изученного материала, хотя в психологии и дидактике (особенно в психологии) уже четко определилось и другое, достаточно перспективное направление, ориентирующее на такой ход обучения, когда общее усваивается не на завершающем этапе, а в качестве исходной основы. Применительно к курсу русского языка в качестве такого «общего» могут выступать как обобщенные понятия и закономерности, так и целые группы сходных языковых явлений (определений, правил) и способов их применения. К сожалению, учителя-словесники не располагают пока еще такими материалами (в том числе и конкретными методическими разработками уроков), которые могли бы помочь в реализации целей развивающего обучения русскому языку на основе современных педагогических технологий.

С методической точки зрения очень важным является то, что при разработке новых моделей обучения русскому языку необходимо опираться как на общие закономерности процесса усвоения знаний и формирования умений и навыков, так и на специфические особенности языка как системы. Одна из них состоит в том, что в процессе обучения необходимо формировать у учащихся только такие языковые обобщения, которые в дальнейшем уже не будут подвергаться коренной перестройке. Они могут только дополняться и расширяться. Все это предполагает внесение некоторых изменений как в работу учителя, так и в организацию познавательной деятельности учащихся. В предлагаемой здесь методической системе уроков это достигается с помощью таких основных средств и методов обучения, как структурирование учебного материала по разным признакам и основаниям на основе опознавательных и дифференцирующих признаков правил, словообразовательных типологий и моделей и др.; использование опор (теоретических и наглядных) на всех этапах обучения; усиление эвристической направленности и развивающей функции обучения за счет включения в него различного рода проблемных задач и ситуаций и обучения способам их решения; использование алгоритмических предписаний (особенно модельных) и адекватных им образцов применения знаний; применение упражнений, ориентирующих на рассуждение в процессе письма и графическую фиксацию умственных действий, на обобщение и раннюю дифференциацию языковых явлений; на получение обратной связи и осуществление самоконтроля; на решение познавательных задач и др.

Применение нового подхода к изучению языкового материала на уроке дает в сочетании с традиционными средствами и методами обучения, как показывает опыт, весьма обнадеживающие результаты.

В заключение следует отметить, что многоаспектную проблему совершенствования современного урока можно рассматривать с разных позиций. Нашей задачей была разработка (как в теоретическом, так и в практическом плане) методики современного урока русского языка с учетом идей системно-деятельностного и проблемно развивающего обучения и требований Государственного образовательного стандарта как главного документа, ориентирующего на дальнейшее развитие и модернизацию учебного процесса и современного урока как основной формы обучения в школе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Людские и лошадиные
…А фамилию вот и забыл!.. Васильичу… Черт… Как же его фамилия?.. Такая еще простая фамилия… словно как бы лошадиная… Кобылий? Нет, не Кобылий… Жеребцов, нешто? Нет, и не Жеребцов. Помню, фамилия л ...

Что скажет грамматика?
Наше путешествие по стране, которую называют Лексика, пришло к концу. Как вы могли заметить, мои читатели, нас больше интересовали не широкие дороги, бескрайние просторы (область лексики действи ...

ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВИСТИКИ В РАБОТАХ М. М. БАХТИНА 30-60-х гг
Весной 1930 г. (может быть, и несколько раньше) творческое содружество Бахтина и Волошинова по не зависящим от них причинам навсегда прекратилось. Однако у Бахтина впереди была еще долгая жизнь, н ...