Структурные элементы современного урока русского языка и их развивающий потенциал
Урок русского языка в современной школе / Теория современного урока / Структурные элементы современного урока русского языка и их развивающий потенциал
Страница 13

Проиллюстрируем такой вариант работы на материале изучения правописания приставок на з(с). Для анализа и наблюдений были подобраны и записаны на доске следующие слова:

безбрежный – бесконечный

разбить – распилить

возгордиться – воскликнуть

низвергнуть – нисходить

взволнованный – вспомнить

избить – испить

чрезмерный – чересполосица

Учитель располагает эти слова так, чтобы можно было провести попарное противопоставление.

Усвоению орфографической части правила предшествовала следующая самостоятельная работа.

Задание.

Переписать слова, в каждом из них выделить приставку

и дифференцирующими значками первую букву корня, обозначив ее по характеру звонкости-глухости

и дифференцирующими значками первую букву корня, обозначив ее по характеру звонкости-глухости (

буква, обозначающая звонкий согласный,

буква, обозначающая звонкий согласный,

буква, обозначающая глухой согласный).

буква, обозначающая глухой согласный).

Учащиеся обычно с большим интересом и вниманием относятся к такой довольно сложной абстрагирующей работе.

Первое задание, включающее морфологический и фонетический анализ слов, требует активизации соответствующих знаний по грамматике и, в сущности, уже подготавливает почву для осознания орфографического явления на основе наблюдений. Иначе говоря, эта самостоятельная работа грамматического характера готовит учащихся к орфографическим обобщениям.

Сильные ученики сразу же устанавливают зависимость между дифференцирующими признаками (характером первого согласного корня) и написанием буквы з или с на конце приставки. Уже после выполнения первого задания многие из них высказывают готовность рассказать об этой закономерности.

Более слабые ученики нуждаются еще в последующем анализе тех условий, которые определяют то или иное написание.

Для этого учитель предлагает следующее задание, в котором требуется сопоставить попарно слова левого и правого столбцов и выяснить, какие буквы идут после приставок в первом случае и во втором.

Таким образом, в результате сопоставления примеров левого и правого столбцов учащиеся самостоятельно приходят к выводу о наличии двух типов приставок, отличающихся последней согласной (з или с).

Главное внимание учителя на данном этапе будет направлено на то, чтобы образовать у учащихся ассоциации между дифференцирующими признаками и соответствующим написанием орфограмм.

Следующий этап – формулирование орфографического правила.

Ввод орфографического правила, в сущности, уже подготовлен всей предыдущей аналитико-синтетической деятельностью учащихся, которая осуществлялась при самостоятельной работе и наблюдении примеров: они уже вычленили все существенные элементы правила, опираясь на морфологический и фонетический анализ слов, обобщили все сходные дифференцирующие признаки и поставили их в связь с соответствующим вариантом написания.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Смотрите также

ПРОБЛЕМЫ МАРКСИЗМА В МФЯ
Из трех ключевых слов, вынесенных в название рассматриваемой книги, современная отечественная бахтинистика больше всего любит обсуждать марксизм, меньше говорят о философии и совсем мало – о языке ...

БЛАГОДАРНОСТИ
Без помощи и советов Роджера Футса я не смог бы написать эту книгу. Кроме того, мне хочется поблагодарить Харви Сарлза, который поддержал меня, одобрив мой нетрадиционный подход к материалу книги, ...

СКАЗКИ И БЫЛИ
...