Структурные элементы современного урока русского языка и их развивающий потенциал
Урок русского языка в современной школе / Теория современного урока / Структурные элементы современного урока русского языка и их развивающий потенциал
Страница 8

В некоторых случаях перед изучением нового материала по орфографии уместно давать предварительное общее раскрытие темы или раздела. Это обусловлено определенной закономерностью высшей нервной деятельности, которую И. П. Павлов сформулировал так: мышление непременно начинается с ассоциации, с синтеза, а затем идет соединение работы синтеза с анализом.

Использование учителем-словесником этой закономерности дает исключительно большой эффект в повышении прочности знаний и умений. В ходе проведения уроков нами был выявлен очень интересный, на первый взгляд кажущийся парадоксальным факт, который свидетельствует о том, что даже самое толковое, четкое объяснение учителем нового материала становилось мало эффективным в тех случаях, когда учащиеся не имели четкого представления об общей структуре изучаемой темы, ее связи с другими темами.

Поэтому, разъясняя учащимся, что входит в данную тему, в ряде случаев необходимо выделять в ней основные структурные элементы и представлять их в обобщенном виде.

Опыт показал, что обзорное (обобщенное) раскрытие структуры темы перед изучением нового материала создает у учащихся общую ориентировку в материале, вызывает стремление к усвоению наиболее существенных моментов новой темы, активизируя их аналитико-синтетическую деятельность. Так, перед изучением темы «Правописание гласных и согласных в приставках» учитель сообщает, что в русском языке имеется много различных приставок, которые можно сгруппировать по отдельным признакам. Большинство приставок не меняет написаний, т. е. пишется всегда одинаково, независимо от того, как бы они ни произносились, другие приставки (их меньшее количество) пишутся не одинаково, т. е. сменяют написание в зависимости от тех или иных условий, о них (об этих условиях) учащиеся узнают позднее при изучении правописания этих приставок. Но на данном уроке будут изучаться только такие приставки, которые на письме не меняются, независимо от их произношения. Особое внимание при этом следует обратить на приставку с-, не смешивая ее с приставками на з(с), о которых будет идти речь особо, после изучения общего правила о правописании неизменяемых приставок.

Такое предварительное обзорное раскрытие темы мобилизует внимание учащихся на изучение важнейших вопросов темы (приставки не меняются, пишутся одинаково, хотя произносится одна и та же приставка в различных случаях по-разному: сделать, спросить и т. д.), создает установку на дифференциацию и обобщение материала в самом начале его изучения.

Еще пример: перед изучением темы об особенностях склонения существительных на– мя целесообразно предупредить учащихся, что сюда входят лишь те существительные, которые не относятся ни к одному из склонений. Всего их 11 слов. Какие это конкретно слова и как они склоняются, говорит учитель, мы узнаем на сегодняшнем уроке. После этого учащиеся, получив общее представление о теме, будут активно воспринимать то, что является для нее существенно важным (отличительные особенности данных существительных), при опоре на имеющиеся знания о трех типах склонений существительных.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Смотрите также

МФЯ И ЛИНГВИСТИКА XIX в. И НАЧАЛА XX в
Вопрос о философских источниках МФЯ, о параллелях между МФЯ и современными книге философскими течениями достаточно разработан в бахтинистике, см. особенно. Однако МФЯ – все-таки книга по теории яз ...

«Вич» и «Вна»
Наши …Вичи Едят куличи… Поговорка ...

Людские и лошадиные
…А фамилию вот и забыл!.. Васильичу… Черт… Как же его фамилия?.. Такая еще простая фамилия… словно как бы лошадиная… Кобылий? Нет, не Кобылий… Жеребцов, нешто? Нет, и не Жеребцов. Помню, фамилия л ...