Уроки обобщенного изучения взаимосвязанных тем и их специфические особенности
Урок русского языка в современной школе / Теория современного урока / Уроки обобщенного изучения взаимосвязанных тем и их специфические особенности
Страница 9

Первые сведения о правописании не слитно и раздельно целесообразно давать на материале базовой темы, где частные правила представляют собой основные варианты, на основе которых путем переноса знаний наращиваются обобщенные правила, касающиеся других частей речи и форм глагола. Процесс структурирования учебного материала по данной теме в нашем варианте осуществляется в три этапа.

Чтобы была ясна технология его структурирования, опишем каждый из этапов более детально.

Первый этап

– построение сводной таблицы правил по теме.

Второй этап – объединение учебного материала в блоки на основе условий

Второй этап

– объединение учебного материала в блоки на основе условий выбора написаний (в соответствии с расположением материала в школьных учебниках).

Структурный анализ данной таблицы наглядно показывает, что при таком расположении

Структурный анализ данной таблицы наглядно показывает, что при таком расположении материала нет достаточных оснований для его блоковой подачи на основе сквозного (стержневого) обобщения орфографических правил.

Сходный материал, как видно, прослеживается в ней с большим трудом, так как общие правила и дифференцирующие признаки разбросаны, оторваны друг от друга, что, безусловно, может вызвать у некоторых учащихся, особенно слабых, большие затруднения в восприятии материала и отрицательно повлиять на его усвоение. Поэтому следующая задача состоит в том, чтобы построить такую структурную таблицу, в которой части речи, имеющие одинаковые правила написания частицы и приставки не, были расположены непосредственно друг за другом. При этом обобщение материала будет осуществляться на основе дифференцирующих признаков сходных орфографических правил.

Третий этап

– определение линий обобщения (по вертикали) и перегруппировка учебного материала с целью сближения сходных правил для стержневого (сквозного) обобщения материала (по горизонтали).

В данную структурную таблицу внесены весьма существенные изменения. Так, тема

В данную структурную таблицу внесены весьма существенные изменения. Так, тема «НЕ с существительными» поставлена на первое место, хотя изучается она на более позднем этапе (в 5 классе изучается «НЕ с глаголами», а «НЕ с существительными» – лишь в 6 классе).

Чем же вызвано такое перемещение материала в рамках приведенной выше структурной таблицы? Оно объясняется прежде всего спецификой самой орфографической темы, которая по содержанию основных правил правописания не с существительными фактически является базовой для усвоения последующего сходного материала, особенно для изучения слитного и раздельного написания не с прилагательными и наречиями на о, е, где все условия выбора написания фактически полностью совпадают.

В частности, в теме «НЕ с существительными» выделяется три правила правописания.

НЕ с существительными пишется слитно:

1 – если слово не употребляется без не;

2 – если слово с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением;

3 – не с существительными пишется раздельно,

если есть противопоставление с союзом а.

Такие же правила содержатся и в темах «НЕ с прилагательными» и «НЕ с наречиями на– о, – е». Правда, влияние слов: далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не, совсем не в этой теме, к сожалению, не рассматривается.

Эти слова (как условие раздельного написания не с частями речи) приводятся лишь при изучении правописания не с прилагательными и с наречиями на– о, – е, хотя в соответствии с орфографическими нормами современного русского письма влияние указанных слов распространяется, как известно, и на раздельное написание не с существительными. Это позволяет включить данный пункт в основные правила правописания не с существительными, чтобы, объединив их с прилагательными и наречиями на – о, – е, получить завершенный цикл общих условий выбора написаний по всем трем темам (1-й блок).

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11

Смотрите также

ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНОЕ
...

Концепции управленческого учета
Однако развитие рыночных отношений в нашей стране и появление большого числа негосударственных (коммерческих) отечественных и зарубежных организаций поставили перед бухгалтерским учетом новые задачи ...

ФУНКЦИИ ЯЗЫКА И РЕЧИ В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Речевая деятельность представляет собой достаточно сложную функциональную систему, т. е. деятельность многоаспектную, временно объединяющую для достижения определенной цели разные формы речи,  ...