Буквы н и нн в различных частях речи
Урок русского языка в современной школе / Сценарии уроков / Буквы н и нн в различных частях речи
Страница 1

УРОК 1

Правописание н и нн в существительных, прилагательных, наречиях

Цели урока:

На основе наблюдений сформулировать обобщенное правило правописания н и нн в названных частях речи; вывести формулу обобщенного правила; обучить приемам обоснования орфограммы; повторить словообразовательный разбор.

Ход урока

Подготовка учащихся к активному восприятию материала.

Учитель предупреждает учащихся, что они приступают к изучению большой и сложной орфографической темы (о правописании н и нн в различных частях речи). Цель сегодняшнего урока – усвоить часть этой темы, а именно: н и нн в существительных, прилагательных, наречиях. Задача учащихся – активно участвовать в анализе материала, формулировках правил и графическом их описании. Объясняется, что для графического описания правил будут использованы формулы, которые способствуют более быстрому запоминанию и более точному воспроизведению правил как частных, так и обобщенных.

Для лучшей организации урока потребуются двойные листы, где вычерчивается модель таблицы, которая будет заполняться поэтапно.

Заготовка выглядит следующим образом:

Для описания правил используются уже известные по словообразовательному разбору

Для описания правил используются уже известные по словообразовательному разбору условные знаки:

Первый этап – анализ материала, предложенного для наблюдения. На доске

Первый этап

– анализ материала, предложенного для наблюдения. На доске и в тетрадях записываются слова:

Так как наблюдение и анализ материала будут проходить примерно по одной схеме,

Так как наблюдение и анализ материала будут проходить примерно по одной схеме, то ребятам на этом этапе урока раздаются заранее приготовленные листки с вопросами и заданиями, на которые всякий раз нужно обращать внимание:

Можно сделать вывод, что правило правописания нн в существительном и

Можно сделать вывод, что правило правописания нн в существительном и прилагательном общее. Выводим формулу этого правила:

Заполняется первый пункт таблицы.

Заполняется первый пункт таблицы.

Второй этап.

Материал для наблюдения:

утренний общественный соломенный агитационный

Вопросы для анализа:

– Какие части речи записаны? (Имена прилагательные.)

– Как образованы данные слова? (От существительных.)

Заполняется второй столбик рядом с записанными ранее словами.

– Что общего в записанных словах? (Это прилагательные, они образованы от существительных

– Что общего в записанных словах? (Это прилагательные, они образованы от существительных с помощью суффиксов– енн-, – онн-, в которых пишется нн, кроме ветреный.)

Заполняется второй пункт таблицы. Формула к концу второго этапа приобретает следующий вид:

Третий этап.

Третий этап.

Материал для наблюдений (слова записаны на доске учителем, в них выделены суффиксы).

Задание: переписать слова в тетради, подчеркнуть суффиксы.

Вопросы для анализа:

Вопросы для анализа:

– Какие части речи вы записали? (Прилагательные.)

– А теперь определите, от какой части речи образованы данные слова? (От существительных.)

– Запишите их рядом:

– Назовите суффиксы, с помощью которых образовались эти слова. (Суффиксы) Какое

– Назовите суффиксы, с помощью которых образовались эти слова. (Суффиксы) Какое значение они имеют? (Указывают на материал, из которого что-то сделано, на принадлежность чему-то.)

– Что общего в правописании суффиксов– ан-, – лн-, ин? (Одна буква н.)

Учитель сообщает, что из этого правила есть исключения – это слова стекллнный, оловлнный, деревлнный, которые пишутся с нн. Кроме того, надо отличать по значению слова ветреный (человек), ветрлнОй (двигатель).

Заполняется третий пункт таблицы, а формула приобретает следующий вид:

Четвертый этап.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА МФЯ
Эта глава посвящена главной проблеме книги: анализу лингвистических идей МФЯ. При этом трактовка истории лингвистики в МФЯ уже разобрана в первой главе книги, а вопрос о построении марксистской ли ...

ФУНКЦИИ ЯЗЫКА И РЕЧИ В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Речевая деятельность представляет собой достаточно сложную функциональную систему, т. е. деятельность многоаспектную, временно объединяющую для достижения определенной цели разные формы речи,  ...

ПОСЛЕ МФЯ
Данная глава не совсем однородна по тематике, в ней речь пойдет о нескольких сюжетах, обьединенных общими временными рамками: 1929-й и последующие годы. Будет говориться об откликах на МФЯ в печат ...