Буквы н и нн в различных частях речи
Урок русского языка в современной школе / Сценарии уроков / Буквы н и нн в различных частях речи
Страница 3

Другой тип задания: продолжить перечень примеров, записать формулу правила к

Другой тип задания: продолжить перечень примеров, записать формулу правила к каждому из них:

Еще пример карточки: показать, как образовались слова: длинный, жизненный,

Еще пример карточки: показать, как образовались слова: длинный, жизненный, лебединый, миллионный, водяной, ценно, грязно, ценность, современник.

Рядом со словом записать формулу правила.

На всю работу (у доски, с классом, индивидуальную) можно выделить не более 15 минут.

После этого учитель переходит к рассмотрению второго блока правил, в частности к изучению правил о правописании н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.

Пятый этап

изучения орфографических правил. Материал для наблюдения.

Учитывая сложность материала, учитель большую часть работы должен взять на себя, а все записи в таблицу лучше сделать после анализа примеров, наблюдений и выводов.

Записываются словосочетания, в которые входят прилагательные и причастия:

беленая комната – беленная хозяйкой комната

груженая баржа – груженная арбузами баржа.

Вопросы для анализа:

– Посмотрите, чем отличаются эти словосочетания? (Во второй группе словосочетаний (справа) есть зависимые слова, в первой – их нет.)

– В каких случаях пишется н и нн?

(В отглагольных прилагательных пишем н, если при них нет зависимого слова. В полных причастиях пишем нн – при них есть зависимое слово.)

Формула правила:

– Проанализируем еще несколько примеров отглагольных прилагательных и причастий

– Проанализируем еще несколько примеров отглагольных прилагательных и причастий с н и нн:

путаный ответ – запутанный ответ

кошеная трава – скошенная трава (но: некошеная трава)

– Чем еще кроме н и нн отличаются по составу однокоренные слова? Обозначьте графически эту часть.

(Выделяются приставки за-, с.)

– Сколько н в словах первой группы и второй?

(В первой – н, во второй – нн.)

Учитель делает вывод о правописании н и нн.

(В отглагольных прилагательных без приставки или с приставкой не пишется н, в причастиях и отглагольных прилагательных с приставкой – нн. Кроме того, есть слова-исключения: смышленый, названый, посажёный. В причастиях, образованных от бесприставочных глаголов совершенного вида, пишется нн: купить – купленный, бросать – брошенный.)

Формула правила:

– Причастия могут употребляться как в полной, так и в краткой форме. Запишите

– Причастия могут употребляться как в полной, так и в краткой форме. Запишите примеры: трава скошена, книги прочитаны.

– Сколько н написано в данных словах? (Одна буква н.)

– Какой вывод напрашивается? (В кратких причастиях всегда н.)

– A теперь давайте сделаем словообразовательный разбор следующих слов:

рискованный – рисковать

образованный – образовать

Обратите внимание на то, что в отглагольных прилагательных на– ованн– (-еванн-) пишется нн (исключения: кованый, жеваный), где ов (ев) входят в корень.

Подводятся итоги урока:

– в полных причастиях с зависимыми словами или приставками (кроме не), а также в бесприставочных совершенного вида пишется нн;

– в кратких причастиях – н;

– в отглагольных прилагательных на– ованн– (-еванн-) пишется нн.

Домашнее задание:

Выучить теоретический материал (и формулы правил). На каждый случай подобрать по 5–6 примеров. Повторить весь материал по таблице.

К концу второго урока таблица приобретает следующий вид (см. стр. 220–222.).

УРОК 3Закрепление материала по теме «Н и нн в УРОК 3

Закрепление материала по теме «Н и нн

в различных частях речи»

Цели урока:

– обобщить и закрепить весь материал по теме;

– проверить уровень его усвоения;

– осуществить новую перегруппировку учебного материала.

Опрос и проверка домашнего задания.

Цель проверки

– формирование четкой ориентировки в материале, обобщение материала на другой логической основе.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Что скажет грамматика?
Наше путешествие по стране, которую называют Лексика, пришло к концу. Как вы могли заметить, мои читатели, нас больше интересовали не широкие дороги, бескрайние просторы (область лексики действи ...

ПАМЯТИ КОЛЛЕГИ
Валерий Анатольевич Ковшиков (1936–2000), кандидат педагогических наук, доцент – это имя по праву вписано крупными буквами в историю отечественной логопедии. Закончив в 1956 г. дефектологический ф ...

ПОСЛЕ МФЯ
Данная глава не совсем однородна по тематике, в ней речь пойдет о нескольких сюжетах, обьединенных общими временными рамками: 1929-й и последующие годы. Будет говориться об откликах на МФЯ в печат ...