Буквы н и нн в различных частях речи
Урок русского языка в современной школе / Сценарии уроков / Буквы н и нн в различных частях речи
Страница 2

Четвертый этап.

Дается материал для наблюдения (он записан в таблице или на переносной доске):

Вопросы для анализа:

Вопросы для анализа:

– К какой части речи относятся слова левого столбика? (Это наречия.)

– Сколько н в наречиях и в словах, от которых они образованы? Какой вывод о правописании н и нн в наречиях можно сделать? (В наречии пишется столько н, сколько в слове, от которого оно образовано.)

Учитель дополняет, что этому же правилу подчиняется правописание н и нн в существительных (ценн

ость <– ценн

ый, заочн

ик заочн

ый). В кратких прилагательных сохраняется столько н, сколько пишется в полной форме (ценн

ый – ценн

а, ценн

о, ценн

ы; юн

ый – юна; ветрен

ый – ветрен

а).

Заполняется четвертый пункт таблицы. Делается обобщение по всему первому блоку правил. Вид формулы к концу четвертого этапа:

Если класс сильный, то можно предложить учащимся, используя записанные формулы

Если класс сильный, то можно предложить учащимся, используя записанные формулы правил, самим сформулировать правило правописания н и нн в существительных, прилагательных, наречиях.

Если класс слабый или средний, то учитель сам подводит итог, а учащиеся, опираясь на записи, слушают его выводы, приводят свои примеры.

Особенность описанной методики обобщенного изучения материала состоит в том, что она не требует построения и ввода моделей алгоритмических предписаний, на основе которых выводятся образцы рассуждения при мотивировке орфограмм. Зафиксированные в виде формул модели орфографических правил уже сами по себе являются образцами устного и графического объяснения орфограмм.

(Например, хозяйственный; устное обоснование – в слове суффикс– енн, следовательно, пишу два н; графическое – енн – нн – хозяйственный и т. д.)

Первая серия упражнений выполняется по типу – «вначале объясни – потом запиши». Учащиеся закрепляют все образцы графической фиксации умственных действий при мотивировке изученных орфограмм. Например:

На данном уроке завершается работа над первым блоком правил. На дом учащимся

На данном уроке завершается работа над первым блоком правил. На дом учащимся предлагается поработать с таблицей, записать свои примеры на каждую формулу правила, используя соответствующие упражнения школьного учебника.

В итоге таблица приобретает следующий вид:

УРОК 2Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных УРОК 2

Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных

Цели урока:

– проверить уровень усвоения теоретического материала и практических умений по правописанию н и нн в существительных, прилагательных и наречиях (первый блок правил);

– познакомить учащихся с правилами правописания н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных;

– сформировать умения применять правила на практике.

Ход урока:

В начале урока проверяются знания учащихся по теме «Буквы н и нн в существительных, прилагательных и наречиях». С этой целью учитель отводит специальное время для самостоятельной работы с таблицей. Учащиеся воспроизводят в памяти основные правила, зафиксированные в левой части таблицы (по вертикали), и, сопоставляя записи по горизонтали, находят общие и отличительные черты.

После самостоятельной работы с таблицей важно проверить уровень понимания этого сложного материала всеми учащимися. К доске вызывается сильный ученик, который записывает формулы правил и примеры к ним. (Впоследствии запись будет проанализирована всеми учащимися.)

Пока ученик готовится у доски, класс под диктовку учителя записывает слова, комментирует правописание н и нн, указывая в скобках формулы правил:

Возможны и небольшие индивидуальные задания на карточках, с тем чтобы проверить

Возможны и небольшие индивидуальные задания на карточках, с тем чтобы проверить уровень усвоения правила отдельными учащимися. В карточки могут быть включены задания такого типа: заполнить таблицу; объяснить графически правописание н и нн в прилагательных:

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

ПОСЛЕ МФЯ
Данная глава не совсем однородна по тематике, в ней речь пойдет о нескольких сюжетах, обьединенных общими временными рамками: 1929-й и последующие годы. Будет говориться об откликах на МФЯ в печат ...

СЛОВО И МЫСЛЬ
...

ПАМЯТИ КОЛЛЕГИ
Валерий Анатольевич Ковшиков (1936–2000), кандидат педагогических наук, доцент – это имя по праву вписано крупными буквами в историю отечественной логопедии. Закончив в 1956 г. дефектологический ф ...