Стратегии сближения
Категория вежливости и стиль коммуникации / Вежливость сближения и стиль коммуникации / Стратегии сближения
Страница 2

Обобщая данные стратегии, назовем важнейшие из них:

Замечайте слушающего, уделяйте внимание ему, его интересам, желаниям, потребностям

и т. д. (Notice, attend to Hearer, his interest, wants, needs, goods).

Преувеличивайте (интерес, одобрение, симпатию к собеседнику).

Exaggerate (interest, approval, sympathy with H).

Демонстрируйте подчеркнутый интерес к слушающему

(Intensify interest to Hearer).

Подтверждайте общую точку зрения, общее мнение, отношение, знание, эмпатию

(Claim common point of view, opinions, attitudes, knowledge, empathy).

Ищите согласия

(Seek agreement).

Избегайте разногласия

(Avoid disagreement).

Будьте оптимистом

(Вє optimistic).

Допускайте и утверждайте взаимность

(Assume and assert reciprocity).

Включайте и говорящего, и слушающего в действие

(Include both Speaker and Hearer in the activity).

Дарите подарки слушающему

(Give gifts to Hearer – goods, sympaphy, understanding, cooperation).

Используйте маркеры внутригрупповой принадлежности

(Use in-group identity markers).

Обращайтесь по имени

(Use given names and nicknames).

Используйте язык, на котором говорит собеседник

(Use Hearer's language or dialect).

Будьте разговорчивы

(Be voluble).

Как видим, некоторые стратегии пересекаются (как например, «преувеличивайте интерес» и «демонстрируйте подчеркнутый интерес»; «подтверждайте общую точку зрения» и «утверждайте взаимность»), в некоторых случаях наблюдается объединение чисто поведенческих стратегий (дарите подарки в буквальном смысле) и речевых (дарите подарки в виде симпатии и понимания). Как и в случае вежливости дистанцирования, здесь можно выделить общую стратегию – сближение с адресатом – и ряд тактик (преувеличивайте интерес, будьте оптимистом и т. д.), с помощью которых эта стратегия реализуется, однако вслед за авторами, выделившими эти стратегии, будем придерживаться их терминологии.

Рассмотрим некоторые из перечисленных стратегий, которые в наибольшей степени характерны для повседневных ситуаций общения и имеют особое значение для сопоставительного анализа.

Замечайте слушающего, уделяйте внимание ему, его интересам, желаниям, потребностям и т. д.

Данную стратегию, стоящую первой в перечне стратегий позитивной вежливости, выделенных П. Браун и С. Левинсоном, следовало бы уточнить следующим образом: замечайте окружающих и уделяйте внимание и м. Такое уточнение представляется целесообразным, поскольку англичане широко применяют ее не только к своим собеседникам, но и ко всем, с кем они встречаются на улице, в транспорте, в магазине и т. д.

Внимание к окружающим как особенность коммуникативного поведения проявляется в том, что часто незнакомые люди здороваются друг с другом; при входе или выходе предупредительно придерживают дверь, находясь при этом на достаточно большом расстоянии друг от друга; с готовностью выказывают желание помочь, если видят, что вы заблудились; по возможности рады проводить вас до места, а не ограничиваются долгими описаниями маршрута и т. д. Как уже отмечалось, зона, на которую распространяется внимание англичан, их коммуникативное пространство, шире, чем у русских.

Тот факт, что внимание к собеседнику является одной из черт английского коммуникативного поведения, находит отражение в лексической системе английского языка. Так, например, английский словарь предлагает несколько прилагательных со значением «внимательный к кому-либо» – considerate, thoughtful, obliging, kind, «заботливый» – careful, thoughtful, considerate, solicitous [РАС].

Сфера употребления английских прилагательных со значением внимательный, заботливый шире, чем русских. Они часто употребляются в ситуации благодарности для выражения оценки действий, качеств собеседника. Несовпадение употребления данных прилагательных в английской и русской коммуникации проявляется в следующих примерах:

Thank you very much for your presents. That's very kind and thoughtful of you (благодарность за подарки).

Thank you very much. It was thoughtful of you to call (благодарность за звонок).

В английской коммуникации в ситуации благодарности собеседники чаще оценивают качества друг друга, а не действия, что проявляется в наличии в английском языке ряда оценочных отглагольных прилагательных, не имеющих своих буквальных эквивалентов в русском: thoughtful, helpful, supportive, welcoming.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

Концепции управленческого учета
Однако развитие рыночных отношений в нашей стране и появление большого числа негосударственных (коммерческих) отечественных и зарубежных организаций поставили перед бухгалтерским учетом новые задачи ...

Воздействия опасностей
Опасность представляет собой угрозу или возможность возникновения при определенных обстоятельствах вреда. Под опасностью чаще всего понимается угроза природной, техногенной, социальной, военной, эк ...

Людские и лошадиные
…А фамилию вот и забыл!.. Васильичу… Черт… Как же его фамилия?.. Такая еще простая фамилия… словно как бы лошадиная… Кобылий? Нет, не Кобылий… Жеребцов, нешто? Нет, и не Жеребцов. Помню, фамилия л ...