Имя существительное
Урок русского языка в современной школе / Сценарии уроков / Имя существительное
Страница 4

– А теперь давайте вспомним, какие имена существительные относятся к первому склонению? (Существительные мужского и женского рода с окончаниями– а, – я.)

Продолжается заполнение (конкретизация) второго яруса таблицы по горизонтали: записываются окончания существительных I склонения рядом с цифрой (1): (1) – а, – я, а за пределами таблицы – формула правила I, (1) – а, – я.

– Назовем условно эти существительные существительными первой группы, которую впредь будем называть также основным вариантом. Вторую колонку, под цифрой (2), пока пропускаем. Ваша задача – объяснить впоследствии, почему мы это сделали.

– Продолжим заполнение таблицы. Вспомните, какие существительные входят в состав второго склонения? (Существительные мужского рода на согласный и среднего рода с окончаниями– о, – е.)

Заполняется левая колонка существительных II склонения рядом с цифрой (1): (1) ? – о, – е (и формула правила II, (1)? – о, – е).

– Как мы условились называть эти существительные? (Существительными п е р в о й группы, о с н о в н ы м вариантом.)

– Как и в первом склонении, здесь тоже пропускаем правую колонку под цифрой (2) и продолжаем дальнейшее заполнение нашей таблицы.

– Вспомните, какие существительные входят в состав III склонения? (Существительные женского рода на согласный с ь на конце.)

Заполняется третья графа второго яруса по горизонтали:

ь (III).

В итоге обобщающей беседы таблица приобретает следующий вид:

– А теперь, – предлагает учитель, – давайте обобщим пока устно все, что зафиксировано

– А теперь, – предлагает учитель, – давайте обобщим пока устно все, что зафиксировано в наших таблицах. (Учащиеся формулируют обобщенное грамматическое правило о трех типах склонений существительных о с н о в н о г о варианта.)

Следующий этап работы – расширение и углубление знаний учащихся о существительных I и II склонения (о разновидности существительных с основой на– и).

Основной метод работы – эвристическая беседа с опорой на таблицу на основе проблемного задания; поэтапное заполнение таблицы.

Вначале на доске в столбик записываются слова линия, молния, партия и подобные.

Вопросы для беседы:

– Что общего у этих существительных? (Все эти слова – существительные женского рода, имеют окончание– я, относятся к I склонению.)

– А теперь обратите внимание на основу данных существительных. Что в ней общего для всех слов? (Наличие буквы и в конце основы.)

– В какую графу нашей таблицы мы включим эти слова? (Во вторую графу второго яруса, рядом с цифрой (2).)

– Такие слова, – уточняет учитель, – в ваших учебниках именуются существительными на– ия, где буква и относится к основе слова.

– Попытайтесь, теперь уже самостоятельно, заполнить данную часть таблицы и записать формулу правила.

Один ученик на доске, а остальные в тетрадях записывают:

I (2) – ия.

По аналогии с этим правилом путем переноса (на основе примеров типа планетарий, задание) заполняется следующая графа таблицы и выводится очередная часть формулы грамматического правила о типах склонений имен существительных: II (2), – ий, – ие.

Графическую фиксацию однородного состава имен существительных III склонения учащиеся уже сделали на предыдущем этапе работы.

Теперь таблица приобрела следующий вид:

В ней зафиксирована основная языковая база, на которой будет построено изучение

В ней зафиксирована основная языковая база, на которой будет построено изучение орфографической темы о правописании падежных окончаний существительных. При этом принцип заполнения таблицы и графической фиксации орфографических правил и алгоритмических предписаний сохраняется. Он найдет свое отражение также и при построении способов устного и графического обоснования орфограмм. (Продолжение этой работы показано в следующем параграфе данной книги.)

На основе таблицы учащиеся устно формулируют обобщенное правило о составе I и II склонения. Следует особо подчеркнуть, что раннее включение имен существительных на– ия, – ий, – ие (которые в учебнике даются особняком) в систему I и II склонений имело, как показал наш опыт, огромное значение для обобщения языкового материала, а затем – и для усвоения о б о б щ е н н ы х орфографических правил и приемов их применения, для более ранней дифференциации конкурирующих написаний и на этой основе – предупреждения односторонних (и ошибочных) обобщений.

Теперь переходим к следующему, последнему этапу работы – графическому описанию обобщенных правил для формирования умений определять на их основе типы склонений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Пять чувств – и еще шестое
На первых же страницах этой книжки говорилось о том, как чудовищен канцелярит в устах детей . Как опасно, когда взрослые на канцелярите обращаются к детям . И в книге для детей все недуги языка го ...

ГЛОКАЯ КУЗДРА
Мы теперь хорошо знаем, что́ такое слово, целое живое слово, – слово, так сказать, «видимое снаружи». Мы рассматривали разные слова. Нам известно кое-что и об их жизни. Мы знаем: подобно т ...

БЛАГОДАРНОСТИ
Без помощи и советов Роджера Футса я не смог бы написать эту книгу. Кроме того, мне хочется поблагодарить Харви Сарлза, который поддержал меня, одобрив мой нетрадиционный подход к материалу книги, ...