– А в безударном положении, в частности, в таких словах, как хороше
го, лиц. вой, вещ. вой?
(В безударном положении в этих частях слова пишется е.)
– Теперь давайте обратимся к гласным в корнях слов. Приведите примеры слов, где гласные после шипящих в корне стоят под ударением (ш. лковый, ж. лтый).
– Какой способ проверки подойдет к ударным гласным после шипящих в корнях слов?
(Проверка безударными гласными. Например: шёлковый – шелковистый, жёлтый – желтетъ; здесь происходит чередование ё—е, значит, под ударением надо писать ё.)
– А в безударном? (е).
– Сформулируйте теперь полностью обобщенное правило для обеих частей речи – существительных и прилагательных.
(В корнях имен прилагательных, как и у существительных, после шипящих под ударением пишется ё, без ударения – е.)
Заполняются соответствующие графы структурной таблицы.
При переходе к наречию учитель создает проблемную ситуацию:
– А теперь обратите внимание на таблицу. В первом блоке правил у нас осталось еще наречие. Можно ли предположить, что и здесь будут полностью действовать все те же правила, которые мы с вами рассмотрели?
(Выясняется, что оно будет распространяться лишь на правописание корня и суффикса, так как наречие окончаний не имеет.)
– Какой же вывод мы можем сделать из всего сказанного?
(Гласные после шипящих у существительных, прилагательных и наречий в целом подчиняются одному общему правилу правописания букв о—ё(е) под ударением и без ударения. Это правило можно сформулировать так. В корнях имен существительных, прилагательных и наречий после шипящих под ударением пишется ё, без ударения – е. (Кроме слов-исключений.) В окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, а также в суффиксах наречий после шипящих под ударением пишется о, без ударения – е (исключение: ещё).)
К концу урока таблица приобретает следующий вид:
На этом завершается заполнение первого блока таблицы.
Третий этап урока
– применение правил.
Задача данного этапа урока состоит в усвоении алгоритмического хода рассуждения, который будет фиксироваться с помощью графических средств.
Схему алгоритмического предписания и в этом случае мы не даем, так как характер орфографического материала позволяет зафиксировать графически все правила и использовать эти модели для построения образцов рассуждения (устного и письменного). Таким образом, последовательность действий в процессе мотивировки написаний усваивается одновременно формулами правил, которые затем используются как база для построения способов их применения. В сущности, графические средства уже сами по себе обеспечивают практическое усвоение следующих умственных действий, составляющих содержание алгоритмического предписания.
Вот как выглядели в нашем варианте образцы устного и письменного обоснования орфограмм:
1) Устно:
ш…лк – существительное, гласная после шипящего в корне, под ударением, следовательно, пишем ё.
Графически:
ш… лк – ё.
2) Устно:
ш́…рох – существительное, гласная после шипящего находится в корне, под ударением, слово-исключение, следовательно, пишем о.
Графически:
ш́…рох – исключение – о.
3) Устно:
щ… ка́ – существительное, гласная в корне, без ударения, пишем е.
Графически:
щ…ка́ – > е.
4) Устно:
больш́.й – прилагательное, гласная в окончании, под ударением, пишем о.
Графически:
больш́.й – о.
В этом фрагменте урока мы показали лишь этап ввода обобщенных правил и способов их применения. В дальнейшем эта часть материала закрепляется в соответствии с изложенной ранее системой формирования обобщенных знаний.
Покажем далее, как строилась работа по изучению второго блока теоретического материала по данной теме. УРОК 2
Буквы о—е(ё) в глаголах и причастиях Цели урока:
– расширение и углубление обобщенных знаний об употреблении о —е(ё) после шипящих в разных частях речи (включая глагол и причастие);
– усвоение алгоритмических образцов рассуждения;
Смотрите также
ПОСЛЕ МФЯ
Данная глава не совсем однородна по тематике, в ней речь пойдет о нескольких
сюжетах, обьединенных общими временными рамками: 1929-й и последующие годы. Будет
говориться об откликах на МФЯ в печат ...
ФУНКЦИИ ЯЗЫКА И РЕЧИ В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Речевая деятельность представляет собой достаточно сложную функциональную систему,
т. е. деятельность многоаспектную, временно объединяющую для достижения определенной
цели разные формы речи,  ...
По всем правилам орфоэпического искусства
Не пугайтесь этого не знакомого вам термина: орфоэпией называют учение
о нормативном произношении звуков данного языка, совокупность правил устной речи,
устанавливающих единообразие литерату ...