Гласные о—ё(е) после шипящих
Урок русского языка в современной школе / Сценарии уроков / Гласные о—ё(е) после шипящих
Страница 6

2. Вставить в слова пропущенные буквы, в скобках зафиксировать условия выбора написания.

Дело самое простое – человек приш…л с войны (А. Твардовский). Вышли строем, но тут же рассыпались, проче

сывая примыкающие к Тереспольским воротам отсеки кольцевых казарм (Б. Васильев). Здесь моя жизнь потеч…т шумно, незаметно и быстро, под пулями дикарей (М. Лермонтов). А воздух жж… т и колется, и пахнет, как арбуз (О. Высотская). Павка заметил на стене тень от знакомой взлохмаче

нной фигуры (Н. Островский) и т. д.

3. На основе структурной таблицы сформулировать обобщенное правило, охватывающее оба блока орфографического материала.

В корнях существительных, прилагательных, наречий, глаголов, причастий под ударением пишется ё, без ударения – е. В частях слова, расположенных за корнем (существительных, прилагательных, наречиях), под ударением после шипящих пишется о, без ударения – е (кроме иноязычных слов).

В словах глагольной группы под ударением после шипящих пишется ё, без ударения – е.

4. По формулам правил воспроизвести общий ход алгоритмического рассуждения. Определить часть речи и часть слова, в которой находится буква, поставить ударение; если это корень, то под ударением пиши ё, без ударения – е, если это часть слова за корнем, то под ударением пиши: а) в словах отглагольных – ё, б) в неотглагольных словах – о; без ударения пиши е.

Упражнения:

1. Подобрать примеры различных частей речи, распределить по трем столбикам: а) е—ё в корне, б) е—ё за корнем, в) о—е за корнем; объяснить устно и графически условия выбора написаний.

2. Объяснить графически (кратко) условия выбора написаний:

ж… сткий, ж… рнов, ч… лн, ож… г руку, трущ… ба, беч… вка, вооруж

нный, с нош… й, полотенц… ж, ш… птатъся, свинц…м, заш…л, живописц…м, скрипуч… половиц…й, расч…сыватъ, ш…фер, ч…ртитъ и т. д.

3. Объяснить графически условия выбора написаний слов с орфограммами:

1) Буйные травы дышали в лиц… 2) Мы бросаем в землю ж…лудъ – а вырастет дуб. 3) Недаром Нарзан называется богатырским ключ…м. 4) Она смущ…нно засмеяласъ и закачала головой. 5) Они вышли из землянки, стряхивая с себя ч…рный пепел от сожж…нных бумаг. 6) Рядовым бойц… м-пулеметчиком он дрался с белогвардейцами на Волге и др.

В ходе выполнения тренировочных упражнений учащиеся переходят на «свертывание» алгоритмических рассуждений и фиксации умственных действий, используя формулы типа:

Для всех условных обозначений учитель заранее дает своеобразный код, который

Для всех условных обозначений учитель заранее дает своеобразный код, который записывается в тетради и легко усваивается на протяжении изучения всей темы. Система условных знаков для описания формул правил, а затем и способов их применения имеет огромное значение для повышения эффективности всей обобщающей деятельности учащихся, особенно в условиях блоковой подачи материала на этапе первичного изучения взаимосвязанных тем.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Смотрите также

Пять чувств – и еще шестое
На первых же страницах этой книжки говорилось о том, как чудовищен канцелярит в устах детей . Как опасно, когда взрослые на канцелярите обращаются к детям . И в книге для детей все недуги языка го ...

«Вич» и «Вна»
Наши …Вичи Едят куличи… Поговорка ...

Состояние современного рынка труда
Переход российской экономики на рыночные рельсы для рынка труда ознаменовался кардинальными изменениями — рабочая сила перестала быть дефицитом и, наоборот, появился существенный недостаток ва ...