Гласные о—ё(е) после шипящих
Урок русского языка в современной школе / Сценарии уроков / Гласные о—ё(е) после шипящих
Страница 5

– Точнее будет сказать, варианту правила, так как правило это будет иметь много общего с уже изученным.

– А какие же части речи у нас еще остались? (Выясняется, что глагол и какая-то часть речи, с которой учащиеся еще не встречались.)

– Давайте впишем в оставшуюся графу слово «Причастие» и вместе попробуем определить его особенности.

На доске записаны слова:

Заверше

нный (процесс), скош. нный (луг), закопч. нный (чайник), обобщ. нное (правило).

– Что напоминают вам эти слова? (Они очень похожи на прилагательные.)

– А еще какое значение, кроме признака предмета, вних можно заметить? (Выясняется, что действие, кем-то совершенное над этим предметом.)

– То есть признак получен в результате действия, признак по действию. Значит, причастие – это особая форма глагола. Именно поэтому оно оказалось в одной группе с глаголом и вошло во второй блок правил. Теперь давайте попробуем определить, что это за правила. Запишите слова: щ. лкать, жж. т, скош. нный, печ. ный, печ. шь, ляж. шь.

– Что нужно сделать, чтобы правильно написать эти слова?

– Попытаемся применить к ним известные уже вам правила о правописании гласных о—ё(е) после шипящих в существительных, прилагательных и наречиях. Определим вначале, в каких частях слова встречаются здесь гласные после шипящих? (В корне, суффиксе, окончании.)

– Давайте начнем с корня. Применимы ли к этим частям речи правила первого блока? (щ. лкать – щелчок, – применимо, значит, правописание этих букв в корне подчиняется тому же правилу: в корне под ударением пишется ё, без ударения – е (как и в первом блоке правил). Заполняется соответствующая часть таблицы.

– А теперь обратите внимание на гласные после шипящих в суффиксах и окончаниях. (Выясняется, что они подчиняются другому правилу, что в суффиксах и окончаниях глаголов и причастий под ударением пишется буква ё в отличие от правил первого блока.)

– А как же пишутся эти части слова в безударном положении? (Как и во всех остальных частях речи, с буквой е.)

– Давайте внесем в таблицу это условие. Наша таблица завершена. (Окончательный вид таблицы см. в начале темы.)

– Формулируем обобщенное правило для глагола и причастия. (В глаголах и причастиях в корне после шипящих под ударением пишется ё, без ударения е; в суффиксах и окончаниях под ударением также пишется ё, без ударения – е.)

Выводится формула обобщенного правила для глагольной группы (ГГ) как в развернутом, так и в сокращенном виде:

Затем анализируются особые случаи этой группы блока, а именно – слова типа

Затем анализируются особые случаи этой группы блока, а именно – слова типа ноч. вка, увлеч. нно, копч. ный. Выясняется, что они образованы от глагола, имеют оттенок действия.

– Какой же напрашивается вывод? – спрашивает учитель. (Они должны подчиняться правилу глагольной группы, т. е. в корне под ударением пишется ё, без ударения – е; в частях слова, расположенных за корнем, под ударением – ё, без ударения – е.)

Третий этап –

обучение применению правила.

Вначале на основе формулы обобщенного правила выясняется ход рассуждения применительно к глагольной группе:

1. Определи принадлежность слова к глагольной группе.

2. Определи часть слова, в которой находится буква, поставь ударение:

– если в корне, то пиши под ударением ё, без ударения – е;

– если в части слова, расположенной за корнем, пиши под ударением ё, без ударения – е.

Схема не записывается, она зафиксирована уже в формулах правил.

Ввод образцов рассуждения:

1. Устно:

выч́ ркивать – глагол, гласная в корне, под ударением, следовательно, пишем ё.

2. Графически:

выч́ ркивать – глагол – ё.

3. Устно:

ч…рне́ть – глагол, буква в корне, без ударения, пишем е.

4. Графически:

ч…рне́ть – глагол – е.

5. Устно:

пораж́ нный – причастие, буква в суффиксе, под ударением, пишем ё.

6. Графически:

пораж́ нный – причастие – ё и т. д.

Первичное закрепление

(второй блок правил). Примерные задания:

1. Привести свои примеры на каждый пункт правила, объяснить устно и графически условия выбора написания о—ё(е) после шипящих.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

По всем правилам орфоэпического искусства
Не пугайтесь этого не знакомого вам термина: орфоэпией  называют учение о нормативном произношении звуков данного языка, совокупность правил устной речи, устанавливающих единообразие литерату ...

МФЯ И ЛИНГВИСТИКА XIX в. И НАЧАЛА XX в
Вопрос о философских источниках МФЯ, о параллелях между МФЯ и современными книге философскими течениями достаточно разработан в бахтинистике, см. особенно. Однако МФЯ – все-таки книга по теории яз ...

Зачем изучать иностранные языки
Вы любите литературу, художественные фильмы, принадлежащие к культуре определенной страны… Как здорово читать первоисточник и смотреть фильм без перевода. Для того чтобы изучить иностранный ...