Гласные о—ё(е) после шипящих
Урок русского языка в современной школе / Сценарии уроков / Гласные о—ё(е) после шипящих
Страница 5

– Точнее будет сказать, варианту правила, так как правило это будет иметь много общего с уже изученным.

– А какие же части речи у нас еще остались? (Выясняется, что глагол и какая-то часть речи, с которой учащиеся еще не встречались.)

– Давайте впишем в оставшуюся графу слово «Причастие» и вместе попробуем определить его особенности.

На доске записаны слова:

Заверше

нный (процесс), скош. нный (луг), закопч. нный (чайник), обобщ. нное (правило).

– Что напоминают вам эти слова? (Они очень похожи на прилагательные.)

– А еще какое значение, кроме признака предмета, вних можно заметить? (Выясняется, что действие, кем-то совершенное над этим предметом.)

– То есть признак получен в результате действия, признак по действию. Значит, причастие – это особая форма глагола. Именно поэтому оно оказалось в одной группе с глаголом и вошло во второй блок правил. Теперь давайте попробуем определить, что это за правила. Запишите слова: щ. лкать, жж. т, скош. нный, печ. ный, печ. шь, ляж. шь.

– Что нужно сделать, чтобы правильно написать эти слова?

– Попытаемся применить к ним известные уже вам правила о правописании гласных о—ё(е) после шипящих в существительных, прилагательных и наречиях. Определим вначале, в каких частях слова встречаются здесь гласные после шипящих? (В корне, суффиксе, окончании.)

– Давайте начнем с корня. Применимы ли к этим частям речи правила первого блока? (щ. лкать – щелчок, – применимо, значит, правописание этих букв в корне подчиняется тому же правилу: в корне под ударением пишется ё, без ударения – е (как и в первом блоке правил). Заполняется соответствующая часть таблицы.

– А теперь обратите внимание на гласные после шипящих в суффиксах и окончаниях. (Выясняется, что они подчиняются другому правилу, что в суффиксах и окончаниях глаголов и причастий под ударением пишется буква ё в отличие от правил первого блока.)

– А как же пишутся эти части слова в безударном положении? (Как и во всех остальных частях речи, с буквой е.)

– Давайте внесем в таблицу это условие. Наша таблица завершена. (Окончательный вид таблицы см. в начале темы.)

– Формулируем обобщенное правило для глагола и причастия. (В глаголах и причастиях в корне после шипящих под ударением пишется ё, без ударения е; в суффиксах и окончаниях под ударением также пишется ё, без ударения – е.)

Выводится формула обобщенного правила для глагольной группы (ГГ) как в развернутом, так и в сокращенном виде:

Затем анализируются особые случаи этой группы блока, а именно – слова типа

Затем анализируются особые случаи этой группы блока, а именно – слова типа ноч. вка, увлеч. нно, копч. ный. Выясняется, что они образованы от глагола, имеют оттенок действия.

– Какой же напрашивается вывод? – спрашивает учитель. (Они должны подчиняться правилу глагольной группы, т. е. в корне под ударением пишется ё, без ударения – е; в частях слова, расположенных за корнем, под ударением – ё, без ударения – е.)

Третий этап –

обучение применению правила.

Вначале на основе формулы обобщенного правила выясняется ход рассуждения применительно к глагольной группе:

1. Определи принадлежность слова к глагольной группе.

2. Определи часть слова, в которой находится буква, поставь ударение:

– если в корне, то пиши под ударением ё, без ударения – е;

– если в части слова, расположенной за корнем, пиши под ударением ё, без ударения – е.

Схема не записывается, она зафиксирована уже в формулах правил.

Ввод образцов рассуждения:

1. Устно:

выч́ ркивать – глагол, гласная в корне, под ударением, следовательно, пишем ё.

2. Графически:

выч́ ркивать – глагол – ё.

3. Устно:

ч…рне́ть – глагол, буква в корне, без ударения, пишем е.

4. Графически:

ч…рне́ть – глагол – е.

5. Устно:

пораж́ нный – причастие, буква в суффиксе, под ударением, пишем ё.

6. Графически:

пораж́ нный – причастие – ё и т. д.

Первичное закрепление

(второй блок правил). Примерные задания:

1. Привести свои примеры на каждый пункт правила, объяснить устно и графически условия выбора написания о—ё(е) после шипящих.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

ПАМЯТИ КОЛЛЕГИ
Валерий Анатольевич Ковшиков (1936–2000), кандидат педагогических наук, доцент – это имя по праву вписано крупными буквами в историю отечественной логопедии. Закончив в 1956 г. дефектологический ф ...

Пять чувств – и еще шестое
На первых же страницах этой книжки говорилось о том, как чудовищен канцелярит в устах детей . Как опасно, когда взрослые на канцелярите обращаются к детям . И в книге для детей все недуги языка го ...

Воздействия опасностей
Опасность представляет собой угрозу или возможность возникновения при определенных обстоятельствах вреда. Под опасностью чаще всего понимается угроза природной, техногенной, социальной, военной, эк ...