Гласные о—ё(е) после шипящих
Урок русского языка в современной школе / Сценарии уроков / Гласные о—ё(е) после шипящих
Страница 4

– графическая фиксация правил и способов их применения.

На второй урок выносится второй блок правил – это глагол, причастие как особая форма глагола, а также слова, входящие в так называемую «глагольную группу», т. е. отглагольные прилагательные, существительные и наречия, имеющие глагольный суффикс– ён-, – ен– и оттенок действия (слова типа: копчёный, ночёвка и др.). Разделение правил на блоки (существительные, прилагательные, наречия– первый блок) объясняется наличием сходных правил. Блокировка материала дает возможность выйти и на более высокий уровень обобщения, когда выбор написания о или ё в ударном положении можно связывать впоследствии лишь с тем, относится или нет слово по своему происхождению (образованию) к глаголу: не от глагола – значит, в суффиксе и окончании пишется под ударением о, от глагола – в тех же частях слова пишем ё. К этому выводу и нужно привести учащихся в ходе второго урока.

На этом уроке необходимо дать детям хотя бы поверхностное представление о причастии как об особой форме глагола, ибо случай употребления ё в суффиксах страдательных причастий также должен быть учтен. Учащиеся 5 класса еще не знакомы с этой формой глагола. Практически можно определить причастия как слова, очень похожие на прилагательные, но это особая форма глагола.

Следует также обратить внимание на то, что в данный блок входят и слова отглагольного образования. Эти слова можно объяснить на примерах.

Ход урока

Первый этап –

воспроизведение и закрепление изученного на прошлом уроке материала. Подготовка к изучению новой темы.

Основной метод –

обобщающая беседа по теоретическому материалу с опорой на таблицу (заполнение по памяти той ее части, которая была отработана на прошлом уроке); графическое описание обобщенного правила; выполнение упражнений на закрепление.

– На прошлом уроке мы с вами познакомились с правилом правописания гласных о—ё(е) после шипящих в существительных, прилагательных, наречиях. Почему мы объединили эти три части речи в одну группу и какое общее правило было сформулировано? (Эти части речи можно объединить в одну группу, потому что условия выбора букв о– ё(е) после шипящих в них в основном одинаковы.)

– Какие же это условия? (В корнях этих частей речи после шипящих под ударением пишется гласная ё, кроме слов-исключений, в безударном положении пишется е, кроме иноязычных слов. В суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных, а у наречий только в суффиксах после шипящих под ударением пишется о, без ударения – е.)

– А как можно еще короче сформулировать это правило? (В существительных, прилагательных, наречиях после шипящих под ударением в корне пишется ё, в частях слова, расположенных за корнем, – о; в безударном положении во всех частях слова пишется е. Следует помнить исключения.)

– А теперь давайте повторим ход рассуждения, которым мы пользуемся на практике при выборе условий написания слов с гласными о —ё(е) после шипящих.

(1. Нужно определить принадлежность слова к существительному, прилагательному или наречию.

2. Определить часть слова, в которой находится орфограмма, поставить ударение:

– если это корень – под ударением ё;

– если часть слова за корнем – под ударением о;

– в безударном положении во всех частях слова е.)

– Теперь обратимся к примерам. Ваша задача состоит в том, чтобы найти в предложениях слова, к которым применимо наше обобщенное правило, и сгруппировать их в зависимости от того, в корне или не в корне стоит искомая орфограмма. Нужно дать графическую мотивировку написания:

Не верь грош… вому суду. Зашумел ж… рнов, потекла из ж. лоба тонкая струйка муки. Машина стояла на обочине ш… ссе. Гости горяч… благодарили гостеприимного хозяина. Издали тащилась ее колясч… нка, пустая, влекомая длиннош… рстной четверней с веревочной упряжью. Временами между кочками или пнями попадались аккуратно постланные светло-ш… коладные коврики кукушкина льна.

Второй этап

– объяснение нового материала. Основной метод

– эвристическая беседа (в сочетании с приемом переноса).

– Как вы думаете, почему на прошлом уроке мы говорили о правописании букв о—ё(е) не во всех частях речи, внесенных в таблицу? (Очевидно, это связано с тем, что оставшиеся части речи подчиняются какому-то иному правилу.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

СЛОВО И ЕГО ЖИЗНЬ
...

ГЛОКАЯ КУЗДРА
Мы теперь хорошо знаем, что́ такое слово, целое живое слово, – слово, так сказать, «видимое снаружи». Мы рассматривали разные слова. Нам известно кое-что и об их жизни. Мы знаем: подобно т ...

ПОСТУПЬ ВЕКОВ
Когда мы с вами рассматривали слова человеческого языка, мы встречались и с медленным изменением их состава внутри отдельных языков и с пережитками давнего времени, которыми так богат наш «слова ...